Приглашаем Вас в "Бизнес-инкубатор "Новация".
Мы оказываем информационную и консультационную помощь начинающим предпринимателям, а также предоставляем в аренду офисные и производственные помещения по льготным ценам.

Новости

Максим Орешкин: Нужно давать малому бизнесу возможность расти и становиться крупнее

Максим Орешкин: Нужно давать малому бизнесу возможность расти и становиться крупнее

Выступление Министра экономического развития РФ Максима Орешкина на Пленарном заседании юбилейного форума "Опоры России".

Максим Орешкин:  Малый и средний бизнес – это то, что обеспечивает максимальную гибкость экономики и с точки зрения рынка труда, и с точки зрения новых решений и инноваций. Малый и средний бизнес – это те, кто не боится экспериментировать, внедрять новые решения, в отличие от крупных компаний, которые зациклены на существующих платформах, не готовы двигаться вперед, не готовы к инновациям.

Поэтому здесь правильно поставлен вопрос, что нужно помогать тем компаниям, которые являются успешными, зарабатывают прибыль, добивается интересных результатов. Нужно давать им возможность становиться крупнее и двигаться вперед по линейке своего развития.  Здесь много разных направлений. Коллеги, думаю, тоже будут комментировать в своих областях.

Что очень важно, я некоторые назову. 

Первое, конечно, связано с административным давлением. Когда мы говорим о том, что есть каникулы для малого бизнеса, то понятно, что как только компания становится крупнее, она привлекает больше внимания. И во многом эти проверки с малого бизнеса перетекают на средний бизнес.

Поэтому сейчас та идеология, которую мы закладываем, - это идеология ухода системы контроля-надзора от наказания к предотвращению. Та идеология, которую мы закладываем в новый законопроект, который будет регламентировать контрольно-надзорные органы, как они должны действовать, чтобы не навредить, а наоборот, помогать.  Это и подготовка таких документов как «белая» и «черная» книга – лучшие практики, как нужно делать, и те нарушения, за которые обычно компании наказывают, чтобы они понимали, как им нужно себя вести, чтобы не попадать под административное давление.

Понятно, что один закон ничего не решит. Это долгий, культурный на самом деле, процесс в этой области. Но главное всегда подталкивать его в нужную сторону, чтобы здесь давления не было.

Второй вопрос – здесь тоже была сегодня история, связанная с образованием. Это все, что связано с информационными сервисами для компаний, создание таких институтов, которые будут помогать юридически, экономически. Причем эту роль могут выполнять как региональные институты, так и коммерческие банки. Сбербанк, например, и другие банки активно работают с точки зрения просвещения и оказания услуг, которые будут помогать компаниям расти и выходить на новые режимы.

Третья история. Это, конечно же, спрос. Учитывая высокую долю госкомпаний в российской экономике, очень важно на этом этапе обеспечить, чтобы малый и средний бизнес имел доступ к закупкам компаний.  

Четвертая история, связанная с финансированием. Здесь два блока – это долговое и акционерное финансирование. Много сделано для долгового финансирования. Есть программа, которая была в свое время запущена Центральным Банком – «Программа 6,5», она активно поддерживается, и в целом рассматривается ЦБ не только как мера для развития малого и среднего бизнеса, но и в том числе поддержки развития региональных банков – это такая комплексная программа для банков. В этом году Правительство тоже поддержало дополнительные субсидии для расширения этой программы. Понятно, что с точки зрения всей экономики объем кредитов, который здесь выдается, невысок. Важно, что такие программы подталкивают, во-первых, банки более активно работать с малым и средним бизнесом, нарабатывать практику, модели оценки рисков, и мы видим, на самом деле, как рынок здесь меняется. Это и удлинение сроков кредитования, и больше внимания к кредитованию инвестиционных проектов, это и снижение ставок. Да, у нас есть по этой программе ставки, которые около 10%, но мы видим, как весь рынок по ставкам довольно быстро снижается, и ставки по данной программе являются магнитом для остальных ставок по экономике.

И пятый момент, на котором я остановлюсь, это вопрос, связанный с налоговыми режимами. Действительно, для малого бизнеса у нас сейчас очень льготные налоговые режимы, но при этом та проблема, которая есть и которую в ближайшие годы нам предстоит решить, это проблема перехода из одних налоговых режимов в другие. То, что мы имеем сейчас, - очень большой скачок и по усложнению документации, которую нужно вести, бухгалтерского учета, и, конечно же, серьезное повышение уровня ставок. 

Очень важный вопрос – вопрос отчетности. Сейчас, когда мы внимательно смотрим, в каком направлении нужно двигаться Росстату, чтобы повышать качество работы, здесь, конечно, самое приоритетное направление – работа со всеми источниками информации, которые доступны в экономике. То, что есть на данном этапе: Росстат собирает какую-то информацию, эту же информацию собирает налоговая служба, ее же собирают банки и Центральный Банк соответственно. Здесь нам надо будет очень внимательно посмотреть, как эти потоки информации слить воедино для того, чтобы нагрузка была не на предприятия, а больше на государственные органы. Мы  должны исходить не из потребностей госорганов в какой-то информации, и каждый госорган должен перестать «клепать» новые статистические формы. Мы должны сделать так, чтобы та информация, которая попала в сферу госорганов, была доступна всем, и не нужно было бы обращаться за ней к бизнесу.

Это те важные моменты, на которые стоит обращать внимание, в которых стоит работать, для того, чтобы малый бизнес рос, становился крупнее, и в свое время, может быть, становился бы крупным.